+ 7 495 777-10-45

Статья «Аукцион в строительной сфере: просто или сложно?», подготовленная исполнительным директором ООО «Гилберт Инвест», опубликована в издании «Вестник» Российского Союза Строителей

Современные условия кризиса диктуют сегодня свои требования во всех сферах отечественной экономики. Строительная сфера тому ярчайший пример: повсеместно наблюдаются колебания «стройки», которые зачастую принимают негативные последствия. В следствие этого для поддержания бесперебойной экономической деятельности многие представители строительной индустрии обращают свои взоры в Федеральной контрактной системе, которая при умелом ее использовании может обеспечить подрядчика бесперебойной работой в течение всего года. Для некоторых из них участие в тендерных закупках является порой единственным шансом удержаться «на плаву».

Среди способов таких закупок согласно Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» наиболее популярным среди представителей стройиндустрии является открытый аукцион в электронной форме, так как услуги по возведению зданий, сооружений и строительных работ в области гражданского строительства внесены в аукционный перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21.03.2016 года № 471-р.

Вроде, скажет «бывалый» участник, все просто: аккредитовался, внес деньги и сиди-штампуй заявки, подавай, подписывай электронной цифровой подписью. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд…

Статья 61 Федерального закона от 05.04.2016 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» регламентирует порядок аккредитации участника на федеральных электронных торговых площадках, но стоит уточнить некоторые моменты подробнее.

На сегодняшний в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 26 октября 2009 года N 428 "Об утверждении порядка отбора электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме" отобрано пять таких площадок: ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" (в простонародье – Заказ.РФ); ЗАО "Сбербанк-Автоматизированная система торгов" (Сбербанк-АСТ); ОАО "Единая электронная торговая площадка" (Росэлторг); ЗАО "ММВБ-Информационные технологии" (ЕТП-ММВБ); ООО "РТС-тендер" (РТС-Тендер) (далее по тексту – ЭТП).

Конечно же, помимо непреодолимого желания участвовать в таких закупках, наличия опыта, ресурсов и персонала участнику необходима электронно-цифровая подпись – ключ к доступу на площадки и участию в электронных торгах. Оформление и выдача такой подписи (ЭЦП) регламентируется Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об электронной подписи" и выдается аккредитованными удостоверяющими центрами. Настроив свой компьютер для работы на площадках и получив аккредитацию на них, Вы можете участвовать в аукционах.

В соответствии с частью 2 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2016 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – 44-ФЗ) заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей. Подаются эти две части участником посредством функционала ЭТП одновременно, но Заказчику доступ к данным частям открывается поочередно: после окончания подачи заявок Заказчик рассматривает первые части заявок (ст. 67 44-ФЗ), после публикации протокола рассмотрения первых частей заявок проходится процедура аукциона (ст.68 44-ФЗ), и только после этого Заказчик рассматривает вторые части заявок и подводит итоги аукциона (ст. 69 44-ФЗ).

Вся суть заключается в требованиях, устанавливаемых Заказчиком к товару, работе, услуге в первой части заявки (часть 3 статьи 66 44-ФЗ). Если Вы поставляете товар, то в первой части заявки, наряду с согласием с положениями аукционной документации, требованиями Заказчика к выполнению всех условий контракта, Вы должны предоставить качественные показатели товара, соответствующие или же улучшающие требуемые параметры Заказчика. Это касается и работ и услуг, где Участник сам закупает или использует товар. Вот тут-то и всплывает загадочная, многими участниками нелюбимая, ФОРМА-2.

Данная форма достаточно популярна среди представителей строительной отрасли и используется для сравнения Заказчиком требуемых параметров и характеристик товара, необходимого для закупки, работы, услуги и предложений участника. В данной форме указываются пределы требуемых параметров (к примеру: не более – не менее, от и.., конкретный показатель) и формы для заполнения участником. Так же Заказчик обязан приложить инструкцию по заполнению данной формы, в противном случае участник может обжаловать законность данной формы.

Но это в идеале. Зачастую же участники сталкиваются с такими формами, которые даже знающему специалисту заполнить достаточно трудно. А все это происходит из-за того, что недобросовестные Заказчики, желая «отдать» контракт «своему» поставщику нередко увеличивают показатели в данных формах, «раздувают» их, данные формы прописываются под определённого участника. Это и приводит к отклонению многих участников на стадии рассмотрения первых частей заявок, допуску к аукциону только «нужных» участников, либо соответствию единственной заявки требованиям, признанию аукциона несостоявшимся и заключению контракта с единственным поставщиком (часть 8 статьи 67, пункт 25 части 1 статьи 93 44-ФЗ).

Если же Вы как участник оказываете услуги, которые не подразумевают поставку или использование определенного товара, то в первой части Вы подписываете только лишь согласие с условиями документации об аукционе и контракта. Важно, что в первой части заявки участник не указывает свои реквизиты, наименование организации, в первой части он – просто участник.

Вот во второй части заявки Вы и раскрываетесь как участник: Заказчику предоставляется доступ к Вашим данным на площадке, а так же к дополнительным документам, предоставленным Вами в составе вторых частей заявок. Часто Заказчики устанавливают требования о соответствии участников пунктам 3-9 части 1 статьи 31 44-ФЗ, о принадлежности участника к субъектам малого или среднего предпринимательства, о непринадлежности участника к организациям, находящимся в юрисдикции Турецкой республики (в соответствии с Указом Президента РФ от 28.11.2015 N 583 (ред. от 28.12.2015) "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики"), а так же дополнительные требования в соответствии со сферой деятельности (к примеру: наличие специальных лицензий, свидетельств СРО и пр.). Соответствия требованиям, указанным выше обычно предоставляются участником в декларативной форме на фирменном бланке за подписью уполномоченного лица участника, лицензионные документы прикладываются в виде копий.

Итак, наступает долгожданный день, когда в соответствии со статьей 68 44-ФЗ проводится сама процедура электронного аукциона. По своей сути данные торги схожи с «голландским аукционом» (англ. Dutch auction) — аукционом, в ходе которого в начале объявляется самая высокая цена на продаваемый товар, а затем ставки снижаются до той, на которую согласится первый покупатель, которому и продается товар. В случае с электронным аукционом самая высокая цена – начальная максимальная цена контракта, объявленная Заказчиком, цена победителя – самая низкая цена, предложенная одним из участников.

Порядок проведения аукциона достаточно прост на первый взгляд, но порой в течение времени проведения аукциона на ЭТП разворачиваются настоящие «сражения» за контракт с использованием различных стратегий и схем ведения аукциона.

За время существования аукциона предприимчивые участники накопили множество различных способов устранения конкурентов при проведении торгов. Среди них существуют как простые, так и сложные, продуманные и «просчитанные» на несколько шагов вперед методы. К простым методам можно отнести распространенный – «изматывание», когда участники после предложенной цены дожидаются оставшихся нескольких секунд до окончания основного времени и подают очередное предложение. Такие торги длятся часами и участники порой не выдерживают, отвлекаются, пропускают время, тем самым давая конкуренту преимущество.

Но существуют так же и изощренные методы устранения конкурентов. Ранее некоторые недобросовестные участники пользовались грубыми «блокированиями доступа» к торгам: начиная от отключения интернета у конкурирующей фирмы, заканчивая взломом серверов площадок. Сегодня в основном используют стратегии «карусели» или «тарана». Суть данных стратегий схожа: от одной компании выступают несколько фирм, не аффилированных между собой, которые не обладают необходимыми документами или не соответствуют требованиям во вторых частях заявок. При участии в аукционе цель данных компаний «продавить» до минимума демпингом цену, оставив за собой лишь ту «материнскую» организацию, которая должна одержать победу. В итоге после рассмотрения вторых частей заявок – компании, занявшие первое и второе место по итогам аукциона, отклоняются, и победа достается тому, кому нужно! Часто такого рода поставщики взламывают сайты площадок, получают доступ к информации об участниках и, во время проведения торгов, часто звонят нежелательным конкурентам, предлагая «откаты», оказывая давление на них. Все это является незаконным и в итоге, судя по практике УФАС, очень быстро выявляются и наказываются по всей строгости.

Добросовестный участник дорожит своей репутацией, предлагает конкурентную цену с учетом расходов, себестоимости и издержек, соблюдая антидемпинговые меры и соответствие им (статья 37 44-ФЗ).

В настоящее время на рынке электронных аукционов в стойиндустрии наблюдаются признаки «критического демпинга» - участники, в жесточайших условиях кризисных явлений, борются за каждый контракт до последней копейки. С каждым днем появляется все больше и больше фирм-однодневок, демпингом блокирующих доступ опытным компаниям к победам в аукционах, множество компаний меняет свою «ценовую» политику в сторону уменьшения цены, увеличения объемов. Но добросовестная конкуренция для того и создана, чтобы подталкивать субъекты бизнеса к развитию, совершенствованию технологий и методов деятельности. Уже не за горами период восстановления «подпорченных» кризисом факторов, влияющих на экономику в целом и различные ее секторы в частности. Уже сейчас вступают в силу  законопроекты о переводе всей контрактной системы в электронную форму, что даст толчок новому витку электронных торговых процедур, выходу на рынок новых компаний.

В скором времени мы сможем по праву назвать электронный аукцион – оптимальным способом выбора поставщика!